Главная
 
 
Номера и цены
Все о Партените
Здоровье
Фотогалерея
О любви и душе
В Бахчисарайский дворец-музей и "пещерный город" Чуфут-Кале
экскурсия

Бахчисарай находится в 30 км к югу от областного центра и связан с ним хорошей шосейной дорогой, а также железной дорогой по которой курсируют электропоезда. Шоссейная и железная дороги связывают Бахчисарай с Севастополем и Евпаторией, шоссейные - с Ялтой, Алуштой, Судаком, Феодосией, Керчью. Благодаря хорошо развитой системе дорог город доступен для посещения в любое время года.

Чем же привлекает он сотни тысяч наших соотечественников десятки тысяч туристов из-за рубежа? Ответить на этот вопрос нетрудно. Все, кто знаком с бессмертными строчками великого русского поэта А.С.Пушкина о Бахчисарайском фонтане, кто видел балет Б.В.Асафьева, полотна художников, на которых запечатлен этот город, стремятся посетить его.

Самой популярной достопримечательностью города, пожалуй, является бывший ханский дворец - архитектурный памятник XVI-XVIII вв. Во дворце и примыкающей к нему Большой ханской мечети размещены экспозиции исторического и археологического отделов Бахчисарайского историко-архитектурного музея. Экспонаты дела археологии (в Большой ханской мечети) рассказывают о людях каменного века, о племенах эпохи бронзы, об аборигенах полуострова таврах, о пришельцах - скифах, древних греках, римлянах, сарматах, готах, гуннах, аланах, хазарах, византийцах, печенегах, половцах, генуэзцах, татарах, турках. Посетители узнают здесь о "пещерных городах" Эски-Кермене, Мангупе, Чуфут-Кале, Тепе-Кермене, Кыз-Кермене и др.

В бывшем ханском дворце размещена экспозиция исторического отдела музея. Здесь можно ознакомиться с историей Крымского ханства, узнать о борьбе русского и украинского народов против татарских и турецких завоевателей, о борьбе Русского государства выход к Черному и Азовскому морям, о присоединении Крыма к России.

Ханский дворец строился и перестраивался в течение трех столетий (XVI-XVIII). О первоначальном облике дворца (XVI в.) можно судить лишь по немногим сооружениям раннего строительного периода: Демир-Капу (Железная дверь), Зал Совета и Суда, Малая дворцовая мечеть. Остальные строения дворца дошли до нашего времени либо значительно искаженными в результате ремонтов, перестроек, реставраций, либо были возведены позже (в основном в XVIII в.).

Знакомство с дворцом начинается осмотром железной двери Демир-Капу, именуемой также порталом Алевиза. Это самая ранняя часть дворца - портал датируется 1503 годом.

В Зале Совета и Суда в свое время хан и его приближенные обсуждали внутренние дела, разрабатывали планы грабительских бегов на соседние славянские земли, творили суд над знатными пленниками.

С мрачным даже в летние солнечные дни Залом Совета и Суда соседствует Бассейный садик. Обилие света, множество цветов, винноград, вьющийся вдоль высокой каменной стены, каскадный фонтан, бассейн с водой и красными рыбками - все здесь пленяет посетителей дворца. Из Бассейного садика переходим в Летнюю беседку, которая служила местом отдыха ханов и их приближенных.

Рядом с Летней беседкой - Малая дворцовая мечеть и Фонтанный дворик. Во дворике - два фонтана: Золотой и Фонтан с уникальный памятник архитектуры малых форм, воспетый Александром Сергеевичем Пушкиным и Адамом Мицкевичем.

Фонтан слез построен в 1764 г. по приказу хана Крым-Гирея в память о его рано умершей жене Диляре-Бикеч.

Из Фонтанного дворика можно пройти во внутренний сад, обнесенный высокой каменной стеной. В саду находится гаремный корпус. Осмотром его заканчивается знакомство с экспозицией ком нижнего этажа дворца.

Из помещений второго этажа наибольший интерес представляют Кофейная комната и Посольский зал, Фруктовая беседка, а та комната наследника и столовая, в которой развернута экспозиция посвященная пребыванию Александра Сергеевича Пушкина в Крыму в 1820 году.

Ознакомившись с экспозициями Бахчисарайского историко-архитектурного музея, экскурсанты могут отправиться в ближайшие окрестности Бахчисарая, чтобы осмотреть там интересные памятники крымского средневековья - Успенский монастырь и "пещерный город" Чуфут-Кале. Возле дворца сядем на городской автобус N2 и доедем до конечной остановки. Затем пойдем вправо по бетонированной дороге, с которой можно полюбоваться великолепными ландшафтами окрестностей Бахчисарая.

С правой стороны дороги в обрыве хорошо видны высеченные в скале пещеры Успенского монастыря. Еще несколько десятков метров, и вы на ровной, вместительной площадке нижнего яруса.

Успенский христианский монастырь был основан в конце VII-начале IXв. византийскими монахами-иконопочитателями, бежавшими от преследований светской власти в период иконоборчества. (Иконоборческое движение в Византии VIIIв. было проявление борьбы между светской властью и монастырями, сосредоточившими в своих руках крупные земельные владения. Объявив войну против почитания икон, императоры стремились сломить экономическое могущество церкви. Преследования властей вызвали бегство монахов-иконопочитателей в отдаленные области Византийской империи, в частности в Крым.) С перерывами монастырь просуществовал около тысячи лет. Он, по-видимому, избежал разгрома, какой учинили татары в Крыму в 1299 г., а в XV в. стал центром крымской православной церкви (здесь была резиденция митрополита). Монастырю оказывали материальную помощь московские цари Федор Иоаннович и Борис Годунов.

В период дипломатической борьбы, предшествовавшей присоединению Крыма к России, русское правительство, чтобы ослабить экономику Крымского ханства, в 1778 г. добилось переселения в северное Приазовье христиан - земледельческого и ремесленного населения полуострова. С прихожанами ушли и монахи. Опустев монастырь частично разрушился. В середине XIX в. он был восстановлен и стал называться Успенским скитом.

Во время обороны Севастополя 1854 -1855гг. в кельях и других постройках скита размещали раненых русских офицеров. Умерших от ран хоронили на противоположном склоне долины; там и теперь можно видеть сохранившиеся надгробия. В годы гражданской войны монастырь стал местом заговора против Советской власти. После разгрома заговорщиков он был закрыт (в 1921 г.).

Весной 1944 г. в бывшем гостином доме и трапезной размещался госпиталь с ранеными советскими воинами.

В километре от Успенского пещерного монастыря находится Чуфут-Кале. От монастыря туда ведет живописная тенистая дорога. Слева от нее - братское кладбище 170 советских воинов, освобождавших Крым весной 1944г. Они умерли от ран в упомянутом выше госпитале.

За кладбищем, слева от дороги, видны высеченные в скале пещеры - это остатки греческой деревни Мариамполь, возникшей предположительно в VIIIв. и прекратившей свое существование с уходом ее жителей в 1778г.

Дорога выводит на обширную зеленую поляну. Отдохните, утолите жажду - источник рядом, осмотритесь. На фоне неба на самом краю скалы отчетливо видны здания, оборонительные стены, башня, искусственные пещеры. Это и есть средневековый город Чуфут-Кале.

Вопрос о времени возникновения города является дискуссионным. Некоторые исследователи считают, что Чуфут-Кале, как и многие "пещерные города" Крыма, был построен Византией в VIв. в для защиты Херсонеса Таврического от набегов кочевников; другие называют более позднюю дату - X-XIвв., связывая возникновение города с развитием в Крыму феодальных отношений.

По свидетельству арабского историка и географа первой половиы XIVв. Абульфеды, до захвата Крыма татарами в Чуфут-Кале жили аланы - позднесарматское племя иранского происхождения. Родственные по культуре и языку скифам, предки современных осетин, аланы начали проникать в Крым в IIIв.н.э. из придонских прикаспийских степей. Поселившись в горной части полуострова, они и приняли христианство. Занимались скотоводством, земледелием, ремеслами.

К концу XIIIв. площадь Чуфут-Кале составляла 29 гектаров, из них 9 были застроены жилыми домами, хозяйственными помещениями и общественными зданиями. Остальную часть использовали под огороды и пастбища. С южной, западной и северной сторон не было необходимости строить укрепления: здесь плато круто обрывается вниз. С восточной стороны вход в город закрывала мощная крепостная стена.

И все же в XIIIв. город был повержен; в 1299г. после осады его захватил татарский бей Яшлавский. По-видимому, в конце XIV - начале XVв. татары поселили здесь караимов, которым вменялось в обязанность восстановление всего разрушенного и строительство новых сооружений. Площадь города увеличилась вдвое. Татары назвали его Кырк-Ором (сорок укреплений) (Дотатарское название города осталось неизвестным). Довольно скоро Кырк-Ор стал первоклассной для своего времени крепостью. Особенно большую роль она сыграла в период борьбы крымских ханов с Золотой Ордой за свою независимость. По мере усиления Крымского ханства значение Кырк-Ора постепенно ослабевает середине XVIIв. татары покинули его, оставив там караимов. С того времени город на плато стал называться Чуфут-Кале (Иудейская крепость). После присоединения Крыма к России караимы переселились в города Евпаторию, Бахчисарай, Ялту и другие Крыма.

Продолжим подъем на Чуфут-Кале по древней, когда-то щенной булыжником дороге - она слева. Входим в город через Южные, или Малые, ворота, которые построены в XIVв. из дубовых брусьев на месте более древних. В XVIв. створки ворот были обиты ты полосами кованого железа. Правее ворот высится каменная стена XIVв. с бойницами: сразу за воротами - узкий, вырубленный в скале коридор с "нацеленными" на него и на ворота пещерам расположенными в четыре яруса. Преодолеть сопротивление защитников города на этом участке было крайне трудно: с высоты стены на неприятеля обрушивался град камней, стрел, дротиков, у его разрывались бычьи пузыри с золой, ослепляя штурмующих, замеляя их продвижение к воротам. Еще хуже приходилось неприятельским воинам, когда они, взломав ворота, оказывались в коридоре-мешке: с высоты деревянного настила-перекрытия на них сбрасывали камни, сыпали золу, возможно, лили кипящую воду, а воины-лучники, засевшие в оборонительных пещёрах, осыпали их стрелами...

После осмотра оборонительных пещер пойдем влево на одну из улиц, условно называемую Средней. Здесь, как и на других улицах сохранились остатки наземных жилых и хозяйственных зданий, строенных из камня. В XV-XVIIIвв. в Чуфут-Кале было свыше 400 домов, в них жило до 5 тысяч человек.

В конце Средней улицы, рядом с развалинами мусульман мечети, стоит хорошо сохранившийся мавзолей XVв. Восьмигранная в плане форма здания заимствована из малоазийской архитектуры. Внутри мавзолея установлено надгробие с надписью, которая сит, что это гробница Джаныке-ханым, дочери хана Тохтамыша. Под каменным полом мавзолея был погребальный склеп. С именем Джаныке-ханым связан ряд легенд и преданий.

За мавзолеем плато круто обрывается вниз, с высоты открывается грандиозный вид на долину Ашлама-Дере, на вершины Главной гряды Крымских гор Роман-Кош, Кемаль-Эгерек, Чатырдаг.

Находящаяся рядом с мавзолеем средняя оборонительная пятиметровой толщины является самой ранней в системе фортификационных сооружений крепости. Она сложена из крупных прямоугольных блоков на известковом растворе. В стене сохранились широкие ворота, а на южном фланге - башня. Еще одна башня перед стеной на северном фланге. Здесь же можно осмотреть систему крепостных рвов: длина наибольшего из них - 65,5, ширина 4,5м, глубина - до 2м.

Из малого рва по каменным ступеням спускаемся в просторные верхнюю и нижнюю искусственные пещеры, считавшиеся тюрьмой. С ними связано много устных и письменных рассказов о страшных казнях пленников крымских ханов: одним отсекали головы, других обваривали кипящей водой, а тела сбрасывали в долину Ашлама-Дере. Однако ни одно из этих предположений не подтверждено археологическими исследованиями. Ученые считают, что названные пещеры возникли в XVIIв. и использовались в хозяйственных целях. А где же была тюрьма и что она собой представляла? Об этом нет достоверных сведений. В письмах князя В.Б.Шереметьва, томившегося в крепости 21 год, место его заточения названо избой или палатой, из чего можно сделать вывод, что узника содержали скорее, в наземной постройке.

Чтобы попасть к восточной оборонительной стене, нужно пересечь весь новый, или караимский, город. Стена построена в конце XIV-начале XVв., длина ее - 128 м. В стене большие ворота; сохранились полуразрушенные южная и две северные башни ружейными бойницами, а также орудийная амбразура, ныне заложенная.

За восточной стеной находился водосборный бассейн, вырубленный в скале: когда-то здесь поили скот.

В верховьях Иосафатовой долины среди густых зарослей положено большое караимское кладбище: на многих его памятниках высечены пространные эпитафии.

Возвращаясь в старый город, обратите внимание на жилой дом XVIIIв. слева от главной улицы. Здесь жил в XIXв. известный собиратель караимских древностей А.С.Фиркович (1786 - 1874). Во время своих путешествий по Палестине, Египту, Турции, Кавказу он собрал богатую коллекцию старинных рукописей, книг и надгробных надписей еврейского и караимского происхождения, которые представляют большую научную ценность, особенно для историков-востоковедов. Коллекция хранится в отделе рукописей Государственной публичной библиотеки имени М.Е.Салтыкова-Щедрина Ленинграде.

Подойдя вновь к средней оборонительной стене, на ее правом северном фланге увидите руины монетного двора крымских ханов. В 1958г. у стены, ограждающей территорию монетного двора, был вскрыт каменный желоб с керамическими трубами дотатарского водопровода.

Еще один желобок, слева от главной улицы старого горой дет к водосборному колодцу. Таких колодцев в городе когда-то много. Накапливавшаяся в них дождевая и снеговая вода использовалась населением в основном для хозяйственных нужд. Питьевую воду, по-видимому, подавал водопровод. Когда он перестал действовать, жители Чуфут-Кале вынуждены были брать воду для из источников, находящихся вне города.

У южного обрыва расположены два здания - караимские молитвенные дома (кенасы), построенные в XIVв. и в конце XVIIIв. Древний храм окружен открытой террасой с каменными приземистыми колоннами, между которыми перекинуты арки. У стен - скамьи с нишами внизу. На этой террасе собирались верующие в ожидании службы; выборные старшины творили здесь суд над лицами, которые нарушили нравственные предписания общины.

Внутреннее устройство обеих кенас одинаково - каждый храм разбит на три отделения. В первом, маленьком, отделенном перегородкой, сидя на скамьях, молились те, кто по старости не мог стоять, а также носившие траур.

В отдельном помещении второго этажа, закрытом со стороны алтаря деревянными решетками, находились женщины. Главное отделение предназначалось для мужчин. В кенасу входили без обуви, оставляли ее на террасе. Пол был застлан коврами, на которых молящиеся стояли на коленях.

Недалеко от кенас находилась караимская типография, созданная в 1731г. (это была первая типография в Крыму). В ней печатались книги на древнееврейском и караимском языках. Последняя книга отпечатана в 1805г., после чего типографию перевели в Евпаторию. Еще раньше, после присоединения Крыма к России, перестал функционировать монетный двор.

Город ощущал постоянную нехватку питьевой воды; на не было пригодных для обработки участков земли. Эти причины привели к тому, что город постепенно пустел, а к середине XIXв. прекратил свое существование.

Чуфут-Кале в разное время посетили многие писатели, поэты художники: И.И.Муравьев-Апостол, А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов, А.Мицкевич, В.А.Жуковский, И.К.Репин, В.А.Серов, Леся Украинка, М.М.Коцюбинский. Здесь побывали в 30-х годах А.М.Горький и А.Н.Толстой, в 1950 г.- поэт В.Луговской, в 1970г.- известный английский писатель Джеймс Олдридж. Чуфут-Кале памятник всесоюзного значения, самый посещаемый из так называемых "пещерных городов".

Выход из крепости - через южные ворота.

Фотогалерея
Фотогалерея Партенит
Отдых в Партените

Телефон бронирования
+7(978)280-80-10


Наш Адрес: Партенит, пер. Скалистый дом 2\1.
Информация
Недвижимость Крыма

Теннисный дом, Алушта
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс гривны0.000.00
Гостевой дом в Партените © 2010 | Разработка и поддержка «Abg & Riks»